Школьники о себе, о родителях и о семье

Мы считаем, что без одного из самых важных институтов воспитания - семьи, невозможно построить современное цивилизованное общество. А будущее нашей страны в  руках молодежи. Поэтому, выявление нравственных ориентиров молодежи, их отношение  к семье является особенно актуальным в данное время.

Семья, как основополагающий институт в структуре общества особенно чувствительна к происходящим в стране политическим и социальным изменениям, поскольку их результаты напрямую отражаются на ее уровне жизни, стабильности, воспитательской дееспособности.

Изменение экономических и общественных отношений в стране сопровождается также значительной переоценкой нравственных основ жизни, а поскольку основным хранителем и транслятором социальных и нравственных ценностей является семья, такое резкое изменение ориентаций общества непосредственным образом отражается на формировании семейной идеологии.

Целью нашего исследования является выявление нравственно-семейных идеалов молодежи.

Задачи:

1. Рассмотреть межличностные отношения родителей и их влияние на развитие личности ребенка; 

2. Определить значимые причины для вступления в брак и его расторжения;

3. Составить портрет идеальной супруги (или супруга);

4. Дать характеристику современным родителям и выяснить отношения между поколениями (родители и дети);

5. Выявить ценностные ориентации семьи;

6. Оценить функции современной семьи.

В анкетировании приняло участие 117 человек. Среди них - 74 девочки и 43  мальчика. Исследование проводилось в  январе - феврале 2001 года.

В системе ценностных ориентаций молодых  людей нас, прежде всего, интересует уровень осознания детьми семьи как ценности, так как именно наличие такого понимания есть гарантия стабильности. В рамках семейных ценностей представляется важным  уточнить иерархию тех или иных элементов семейной жизни для самих ребят.

Несмотря на то, что, на дворе уже XXI век, все еще живуче представление о том, что позаботиться о счастье ребенка, значит, сделать так, чтобы он был обут, одет, напоен,  накормлен, мог бы ходить в  школу. А счастье семьи - это отсутствие серьезных материальных и жилищных проблем.

Перед нами оценка значимости молодыми людьми компонентов семейной жизни. Они полагают, что счастливая семья это:

Любовь, так считает больше половины респондентов;

Взаимопонимание, полагают менее половины опрошенных;

Уважение;

 далее следует благосостояние, дети, доверие и дружба.

Рассматривая аспект о счастье, мы не могли не коснуться вопроса о счастье родителей в семьях респондентов. Большинство анкетируемых считают, что их родители счастливы, четверть -  отметили отрицательно и лишь 13% затруднились ответить.

Подавляющее большинство считают себя счастливыми, нет - 13%, и не совсем - 5% опрошенных.

На взгляд старшеклассников, одна из причин осложнений в отношениях с  родителями кроется в неправильных взаимоотношениях взрослых между собой, что неизбежно отражается на поведении ребенка. А.С.  Макаренко считал, что целостность и единство семьи являются залогом хорошего воспитания детей. Он призывал родителей  при обострении отношений между ними, при ссорах и расхождениях больше всего думать о детях. Мы уже не говорим о том, что в таких условиях представления о светлых идеалах любви, дружбы, которые дети усваивают на примере самых близких людей - отца и матери, будут омрачены или совсем утрачены.

Так, почти 80% родителей ссорились при детях и, почти половина, считают, что в родительских семьях возможен развод.

Вообще, все условия семейного благополучия принято делить на два вида: внешние и  внутренние. К внешним условиям относятся: квартирные условия, денежный доход, традиции и национальная культура, соблюдение юридических норм (по запрещению разводов). Внутренние источники: чувство любви и уважения друг к другу, совместимость, долг и ответственность, нравственные установки и личностные особенности супругов, климат доверия и симпатии.

Для современной семьи внутренние источники благополучия приобретают всё  большее  значение.  Это  видно  из  материалов  бракоразводных  дел.    

В качестве важнейших причин для развода респондентами выдвигаются следующие:  измена - почти  80%;  алкоголизм, непонимание между супругами и разные характеры.

Чуть меньшее число анкетируемых, предпочли бы развестись, если бы решили, что любовь между ним  и супругом закончилась и, наконец, 11% отвечающих, развелись бы с супругом, встретив новую любовь.

Для вступления в брак основными причинами являются: любовь, материальная  выгода, одиночества.

И примерно 10% сделали бы это, если бы были уверены в том, что между ними и их будущим супругом или супругой установилось полное взаимопонимание.

Высокий уровень разводов и обсуждение научной общественностью вопроса о кризисе современной семьи актуализирует изучение ценностного подхода молодежи к  браку. Иными словами,  нам представилось важным выяснить мнение ребят, которым  только предстоит вступить в брак. Для получения конкретного результата мы  дифференцировали  ответы  по  полу  анкетируемых.

И так, на вопрос: обязательно ли регистрировать брак? - Были получены любопытные  результаты: девушки, истинные хранительницы домашнего очага будущие матери и жены, в большинстве своем, ответили отрицательно, лишь 40% из них считают, что брак  регистрировать обязательно. У юношей ответы распределились почти поровну: нет - 52%, да - 48%.             

Одной из задач нашего исследования было составление образа супруги и супруга наших респондентов.

Будущий супруг должен обязательно быть умным - так считают почти 70% отвечающих девушек, добрым, немаловажное качество супруга это - любовь к жене, богатым должен быть супруг у 35% опрошенных, далее следуют такие качества как - красивый, внимательный, понимающий и заботливый. Интересно, что такие качества супруга, как: любящий детей, не курящий, не пьющий, работящий были отмечены лишь  2-3  девушками.

Создается впечатление, что девушки не думают о семье, как об одном из главных институтов воспитания детей, сейчас они больше ориентированы на супруга, нежели на детей.                                                                         

Какими же представляют наши юноши своих будущих жён?

Красивыми - видят свою будущую супругу 60% респондентов, умной - половина  отвечающих юношей. Доброй и любящей его и детей - 30% ребят. Интересно, что 20% анкетируемых юношей видят свою жену богатой девушкой, что наводит на мысль, что  своих будущих жён они видимо обеспечивать не собираются. И примерно столько же видят свою вторую половину трудолюбивой.

Согласно функциям современной семьи (по мнению Васильевой Э. К.), она должна  обеспечивать следующее:

Во-первых, удовлетворение сексуальных потребностей, их упорядочение.

Во-вторых, забота о бытовом потреблении (организация питания, восстановление сил, охрана здоровья всех членов).

В-третьих, стабилизация личности, обеспечивает привычное общение, моральную и материальную поддержку.

В-четвертых, забота о рождении и воспитании детей, удовлетворение потребности супругов в отцовстве и материнстве, т.е. репродукция населения.

В-пятых семья заботится об организации досуга и развлечения.

Но для наших респондентов иерархия основных функций семьи распределилась следующим образом: Так на вопрос: зачем человеку семья? - были получены следующие ответы:

Для поддержки, чтоб не быть одиноким, быть необходимым кому-то. Также ребята  считают, что человеку нужна семья, потому, что там царит любовь.

Каждый ребенок с младенческого возраста ощущает доброе, теплое к себе  отношение. Психологическая уравновешенность матери, ее хорошее настроение, милая улыбка, приветливое ласковое слово вызывают у ребенка положительные эмоции. Отсутствие материнского внимания вызывает у ребенка еще большую потребность в духовном общении. И если эта потребность остается неудовлетворенной в детском возрасте, то возможно нарушение всего процесса психологического развития.

Отношение ребенка к матери во многом определяет его будущую жизненную позицию. На вопрос: зачем человеку мама? Были получены следующие ответы: чтобы воспитывала, заботилась и оберегала, 10% затруднились ответить, зачем именно, но считают, что мама необходима для поддержки и помощи, а также, считают своих мам единственно близким человеком, другом.

Учащимся также было предложено попытаться охарактеризовать своих родителей. И что же мы получили?

МАМА добрая, умная, заботливая, понимающая. Она всегда внимательная, строгая и  красивая, отзывчивая, любящая и трудолюбивая.

ПАПА умный, добрый, строгий, трудолюбивый, внимательный.

Были получены и негативные характеристики. Так, некоторые МАМЫ - наивные, скандальные и раздражительные, властные и педантичные, они не интересуются учебой своих чад. Также они не могут хранить их тайны, слишком реалистичны, несентиментальны и неромантичны. Наши мамы не считают главным дружбу, они упрямы и дотошны, не понимают детей и ворчат по пустякам. Они расчетливые, не интересуется жизнью своих детей, дают деньги, чтобы дети отвязались от нее. ПАПА упрямый и вспыльчивый, у некоторых даже - нервно-неустойчивый. Он наивный и взрывной, часто заносчив, слабохарактерный и тупой, самолюбивый и пассивный, он не всегда понимает детей; обычно очень ленивые, папы слышат только себя, всегда заняты, обещающие и  жесткие. Они очень властны и флегматичны. Но радует тот факт, что такого мнения придерживаются лишь5% опрошенных ребят.

Все детали своих взаимоотношений супруги определяют и организуют сами, руководствуясь законом целесообразности. Во всяком случае, счастливой является та семья, в которой супруги пользуются равными правами, как при воспитании детей, так и  при решении всех вопросов семейной жизни, а также исполняют долг и несут  ответственность  за  воспитание  детей,  за  семью  и  жизнь.

Так в нашей анкете респондентам был задан вопрос: Кто является главой Вашей семьи? Оба родителя - считают 40% респондентов, чуть меньше считают, что отец, еще на 10% меньше, что мать. Причем, есть такие ребята, которые затруднились ответить.

Также, нам интересно было выяснить, являются ли родители для наших ребят, их  жизненным идеалом. Мнение ребят разделилось почти поровну: 49% опрошенных считают, что нет и 44%, что да, остальные либо затруднились ответить, либо считают, что  являются лишь иногда.

Юношеский возраст считается переходным от детства к взрослости. Они уже не маленькие дети, но еще и не взрослые люди. Такая двойственность возрастных особенностей молодых людей обуславливает его противоречивое поведение. Однако противоречия этого возраста могут себя и не обнаружить, не выступать конфликтно, если воспитатели хорошо понимают его особенности.

Так на вопрос: кому легче доверить свою тайну? Ответ - маме оказался лишь на втором месте, большинство же ребят предпочитают доверять свои секреты друзьям,  третье место занимают братья и сестры и только затем, предпочтение отдается отцу.

Одно из противоречий подростка заключается в том, что он, будучи еще по существу ребенком, обнаруживает неодолимое стремление к взрослости. Осознавая, возросший багаж своих знаний и умений, они, с одной стороны, тянутся к взрослым людям и, в первую очередь, это касается родителей, стремятся быть похожими на них, очень ценят разговор со старшими "на равных", любят, когда взрослые советуются с ними, прислушиваются к их мнению, когда им доверяют взрослую работу. Так на вопрос согласны ли Вы с мнением, что родители Ваши друзья, - мы получили следующий результат. Большинство согласились с данной формулировкой. Но были и такие ответы: не  всегда, не во всем, только мама. Следует заметить, что хотя большинство и, считает родителей своими друзьями, тайны они им все же не доверяют.

На вопрос, прислушиваются ли к Вашему мнению родители, подавляющее большинство респондентов ответили, что да. И лишь иногда, родители делают все как хотят.

Такие гармоничные отношения родителей и детей, с одной стороны удовлетворяют развивающиеся у них потребности в самостоятельности, в самоутверждении, с другой же - взрослые люди, привычно считая подростков детьми, требуют от них лишь повиновения, зачастую игнорируют их мнение, порой сковывают их инициативу, не доверяют им. Это  приводит к тому, что подростки пытаются вырваться из-под навязанной опеки.

Мысль о побеге из дому возникала у каждого второго, причем среди причин побега из дома была и такая: из-за родителей, их вечных ссор и придирок ко мне.

Таким образом, подростки хотят самоутвердиться. Вместе с тем, уровень их умственного развития, нравственного опыта еще не достаточен, чтобы занять позицию действительно взрослого человека. Поэтому, случается, что взрослость проявляется в чисто внешнем подражании: в курении и т.д. Это приводит к осложнению отношений с родителями, которые в ответ на эти увлечения ужесточают воспитательные меры, что в  свою очередь приводит к сопротивлению воспитываемых.

Таким образом, правильное и глубокое понимание взрослыми становления личности в юношеском возрасте может обеспечить нормальное воспитание и помочь избежать явлений педагогической распущенности.

Нравственное развитие личности тесно связано с другими сторонами, гранями ее  развития. Вот почему такое большое значение имеет воздействие на молодежь через организацию досугового общения. Нельзя видеть в эстетическом воспитании лишь забаву, своего рода излишество означает отказаться от одного из самых сильных, эффективных средств нравственного становления личности. Так на вопрос: где вы проводите свое свободное время? Большинство ребят ответили, что дома, либо в различных кружках, секциях, на тренировках, в бассейне, в художественных школах, в яхт-клубах. Четверть ребят с радостью проводят свое свободное время у друзей, чуть меньше – на улице.

Мерой родительской любви определяется мера внимания к ребенку, забота о его будущем, стимуляция успехов и достижений в учебе. Отсутствие или недостаток родительской любви к детям трудно восполнить какими-либо искусственными  педагогическими мерами.

Неправильное прямое и косвенное воздействие семьи на ребенка, порождает его конфликтные отношения с родителями и, если последние не могут, или не хотят найти выход из сложившегося положения, то чрезвычайно усиливается тревожное состояние подростка, обостряется настрой на ситуацию конфликта, под влиянием которого складывается его своеобразное поведение не только в семье, но и в школе.

Так в вопросах касающихся отношений семьи со школой, были получены следующие  результаты: половина респондентов признались, что интерес к школьной жизни ребенка  односторонний, только у матери, четверть опрашиваемых подтвердили, что их родители обращаются к педагогам за советами по вопросам воспитания, признают их авторитет и регулярно участвуют в родительских собраниях. Чуть меньше ребят сказали, что их родителей характеризует высокая активность в жизни школы, они оказывают посильную помощь школе и полностью информированы о школьных делах своего ребенка. Еще меньше, около 10% ребят признались, что их родители критикуют педагогические методы школы, уклоняются от посещения родительских собраний и 2% высказали мнение, что у их родителей отсутствует интерес к школьным делам ребенка.

Дети лучше знают своих родителей, чем последние своих детей, а поэтому играют на родительских чувствах, на слепой любви к ним. Мягкие, сердечные родители, слепой любовью, отсутствием требовательности порождают в детях эгоцентризм, индивидуализм, ложь, приучают к спекуляции на родительских чувствах и создают почву для неправильного поведения подростков.

Непонимание и осложнение отношений с родителями также бывает следствием чрезмерно жестоких мер со стороны взрослых. Повышенная раздражительность, грубость, угрозы наказания, навязчивый контроль - все это приводит к тем же результатам, которые  бывают при слепой любви к ребенку, бесконтрольности и неоправданном доверии. И в том, и в другом случаях, взрослые теряют меру воспитательного воздействия, которая должна согласовываться с формирующимися качествами личности, а также целями и задачами воспитания. Нарушение меры связано либо с повышенным вниманием к ребенку,  с бесконечным потаканием его потребностям  в получении удовольствия, приводящим к тому, что подростки становятся и "рабами" своих непомерных потребностей, либо с отсутствием должного внимания к ребенку, теплоты отношений, с навязыванием жесткой регламентации, авторитарным руководством и применением физических наказаний, формирующих озлобленность, замкнутость. Другая крайность выражается в предоставлении детям полной самостоятельности, которой  некоторые подростки в связи с возрастной ограниченностью не умеют правильно распоряжаться, что приводит к потребности жить неорганизованно и беспорядочно и делает их неуправляемыми.

Так на вопрос: за что Вас ругают родители? - большинство ребят ответили, что за  учебу, за лень и непослушание – лишь четверть. Остальных ребят ругают за невыполнение домашних обязанностей, за позднее возвращение домой, за ссоры с братьями или сестрами, за просмотр телевизора и не ругают вообще 0,7%.

За плохие оценки ругают 46% респондентов, а нет - 37%, остальных ругают иногда, некоторых – ругать бесполезно, а некоторые предпочитают сами рассказывать о своих оценках.

Большинство отвечающих, испытало на себе тяжелую мамину руку. Но есть и такие, кого родители не били никогда. Били же, чаще  всего, ребят за  непослушание, за учебу и за проступки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ данных нашего исследования показал, что молодые люди смутно  представляют себе нравственную ценность супружества. А именно осознание этой ценности в равной мере девушками и юношами, на наш взгляд во многом определяют стабильность, жизнеспособность семьи.

Работа была апробирована на лицейской научно-практической конференции, студенческой конференции ЧГУ. Тезисы работы представлены в сборнике тезисов научно- практической  конференции.  Автор не претендует на абсолютность своих выводов и  надеется своей работой внести вклад в разработку данной проблемы.

Таким образом, в ходе социологического исследования нами были получены следующие результаты:

1.            Представлен портрет семьи в целом, "счастливой" семьи в частности.

2.            Определены основные показатели, ведущие к распаду семьи

3.         Выделена иерархия причин вступления в брак.

4.         Описаны портреты идеальной супруги и супруга.

5.         Дана действительная характеристика функций матери и отца в семье.

Полученные результаты позволят прогнозировать поведение семьи, как единицы социальной структуры общества и отдельных ее членов объяснить те или иные мотивы поведения личности в обществе.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

1. Болотовский  И.С.,  Драповский  А.Н.,  Камзеев  В.Д.  Брак,  семья,  здоровье.  Казань:  Татарское  книжное  издательство, 1988.

2. Васильева  Э.К.  Семья  и  ее  функции.  М., 1975.

3. Дементьева  И.Ф.  Первые  годы  брака.  Проблемы  становления  молодой  семьи.  М.:  Наука, 1992.

4. Дементьева И.Ф. Российская семья: проблемы воспитания. М.: ГосНИИ. Семья  и  воспитание, 2000.

5. Липник  В.Н. Взрослые за детей в ответе. Ленинград, 1979.

6. Макаренко  А.С.  Общие  условия  семейного  воспитания.  Соч.Т.4. М.,1951. с. 345.

7. Никитина  Л.А.  Мама  или  детский  сад.  М.: Просвещение, 1990.

8. Расчетина С.А. Личность трудного ребенка в системе отношений. /В  сб. Нравственное  формирование личности школьника  в  коллективе. Вып.  3./  Ленинград, 1976.

9. Харчев  А.Г. Брак и семья в СССР. М.: Мысль,1979.

Приложение 1 МАТРИЦА  ОПРЕДЕЛЕНИЯ  КОМПЛЕКСНОГО ПОКАЗАТЕЛЯ СОЦИАЛЬНОГО  БЛАГОПОЛУЧИЯ  СЕМЬИ КАК  ИНСТИТУТА  ВОСПИТАНИЯ [4].

Социальные показатели семьи

Баллы

1.         Состав  семьи.

мать,  отец,  дедушка,  бабушка

только  мать  и  отец

мать  и  отчим,  отец  и  мачеха

одна  мать,  один  отец

нет  родителей:  бабушка,  дедушка,  другие  родственники

5

4

3

2

1

2.         Санитарно - жилищные  условия  семьи.

благоустроенная  отдельная  квартира,  дом

квартира  с  родителями  супруга(и)

более одной комнаты в коммунальной квартире с удобствами

комната в коммунальной квартире, общежитии с удобствами

комната  в  общежитии,  в  бараке  без  удобств

5

4

3

2

1

3.         Доход  семьи.

могут  практически  ни  в  чем  себе  не  отказывать

денег  в  основном  хватает,  но  для  покупки  товаров длительного  пользования  берут  кредит  или  в  долг

на  повседневные  расходы  денег  хватает,  но  покупка одежды  вызывает  трудности

живут  от  зарплаты  до  зарплаты

денег  до  зарплаты  не  хватает

5

4

3

2

1

4.         Педагогический  стиль семьи.

постоянная  поддержка,  разумная  требовательность  к  детям,  демократизм  отношений,  атмосфера  доверия

слепая  любовь,  гиперопека,  эмоциональная  навязчивость

первичная ориентация родителей на собственную жизнь при сохранении доброжелательного, дружелюбного отношения к детям                                                                                                  

равнодушие, отсутствие заботы о детях, безнадзорность, дети как  дополнительное бремя, дополнительная проблема жизни

напряженно - конфликтные  отношения  родителей  с  детьми,  различные  формы  насилия,  применяемые  к  детям

5

4

3

2

1

5. Уровень  социального  здоровья  семьи.

атмосфера  взаимной  поддержки,  доброжелательства,  любви

здоровый  образ  жизни  без  особой  эмоциональной  окраски: без ссор  и  без  большой привязанности, живут  "по  привычке"

в семье ссоры,  скандалы, один из супругов склонен к выпивке

судимость родителей, пьянство, рукоприкладство, выраженная форма  умственной  отсталости  одного  или  обоих  супругов

состоят на учете с диагнозом алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение

5

4

3

2

1

6.         Ценность  детей  в  семье

дети  -  главная  ценность  семьи

дети  -  равнозначимая  ценность  наряду  с  супружеством

дети  дополняют  супружеские  отношения

дети  -  элемент  социального  статуса:  "как  у  всех"

дети  -  обуза,  доставляют  много  дополнительных  забот,     беспокойства

5

4

3

2

1

7.         Отношения  семьи  со  школой

высокая  включенность  в  жизнь  школы,  посильная  помощи  школе,  полная  информированность  о  школьных  делах  ребенка

обращение к педагогам за советами по вопросам воспитания,     признание их авторитета, регулярное участие в родительских собраниях

интерес к школьной жизни  ребенка односторонний: только у  матери

критика  педагогических  методов  школы,  уклонение  от  посещения  родительских  собраний

отсутствие  интереса  к  школьным  делам  ребенка,  сознательное  ограничение  посещений  ребенком  школы  (в  целях  эксплуатации      его  труда  по  другим  причинам)

5

4

3

2

1

ИНСТРУКЦИЯ  ПО  ОПРЕДЕЛЕНИЮ  ОБОБЩЕННОГО  ПОКАЗАТЕЛЯ  УРОВНЯ СОЦИАЛЬНОГО  БЛАГОПОЛУЧИЯ  СЕМЬИ,  КАК  ИНСТИТУТА  ВОСПИТАНИЯ

Общая  сумма  баллов - 105.

При  анализе  конкретной  семьи  сумма  баллов:

ниже  21  балла  характеризует  семью  группы  повышенного  риска  (чем  меньше  баллов,  тем  выше  риск):

от  22  до  30  баллов  характеризует  семью  в  пределах  допустимой  нормы:

более  31  балла  характеризует  благополучие  семьи  (чем  больше  баллов,  тем  устойчивее  благополучие).

Приложение №2

АНКЕТА

Блок №1:

1.         Что представляет  из  себя счастливая  семья?

2.            Считаете  ли  Вы,  что  ваши  родители  счастливы?

3.         Вы  считаете  себя  счастливым  человеком?

Блок №2: 

          1.  Ругались  ли  при  Вас  родители?

          2.  Возможен  ли  развод  в  семье  Ваших  родителей?

3. Считаете  ли  Вы, что  родители придираются  к Вам  из-за  того,

               что у  них  есть свои  нерешённые  проблемы?

Блок  №3:

1.            Назовите 5 существенных причин для вступления в брак.

2.            Назовите 5 существенных причин для расторжения брака.

3.            Обязательно ли регистрировать брак.

4.            Охарактеризуйте будущего супруга(у).

Блок №4:

1.            Являются ли родители для Вас идеалом?

2.            Согласны ли с мнением, что родители – друзья?

3.         Кто является главой Вашей семьи.

4.            Охарактеризуйте родителей в 5 определениях.

Блок № 5:

1.         За что Вас ругают родители?

2.         Ругают ли за плохие оценки.

3.         Били ли родители, за что?

4.            Ругались ли при Вас родители.

Блок №6:

1.         Кому легче доверить тайну?

2.         Где Вы проводите свое свободное время.

3.         Как часто бываете всей семьей вместе.

4.            Готовы ли Вы пожертвовать своим обучением в другом городе

ради семьи (при условии продолжить свое образование в Чебоксарах).

Блок №7:

1.            Прислушиваются ли к Вашему мнению родители?

2.         Не принижают ли Вас в семье.

3.         Не возникало ли у Вас мысли убежать из дома? По какой причине?

Блок №8:

1.         Зачем человеку семья.

2.         Зачем человеку мама.


Hosted by uCoz